Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, о безумном богаче

В сию ночь душу твою возьмут у тебя; 

кому же достанется то, что заготовил?

Лк. 12, 20

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры! 

Смерть часто поражает человека, как молния с ясного неба. Единый Бог, Творец всего сущего, знает сроки совершения земных судеб. Человек может строить планы, рассчитывать и высчитывать, что будет завтра, каких житейских успехов он добьется через год, какого богатства достигнет через десять лет – и не подозревать, что совсем мало времени осталось ему до той черты, за которой теряют всякое значение ценности этого мира. 

Так было и с безумным богачом из евангельской притчи. Почему он назван безумным? По обычным мирским меркам этот человек действовал очень разумно и практично. Год за годом он копил деньги и расширял на них свои угодья, пока, наконец, принадлежавшие ему поля не сделались весьма обширными и не принесли такой обильный урожай, что зерно не вмещалось в амбары. Видя это изобилие, богач решил, что для него настало время пожить без забот в свое удовольствие, и сказал душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19). Но в тот же миг разнежившийся богач услышал глас Божий, сказавший ему: Безумный! (Лк. 12, 20). 

Земная практичность и рассудительность богача обернулись безумием пред Господом Всевидящим. Пустыми оказались мечты богача о многих годах сытости, праздности и удовольствий, ибо в ту же ночь душе его предстояло расстаться с телом. Ничего из обильных своих запасов не мог взять с собой богач в этот последний путь. По мирскому разумению, он очень хорошо подготовился к жизни, но вот готов ли он был к смерти? 

Увы, кроме суетной погони за наживой и пустых мечтаний о наслаждениях за душой у богача не было ничего. Душа, погрязшая в земном, бескрыла и не способна подняться в Царство Небесное, а потому становится добычей демонов. Так безумный богач сам себя обрек на вечные страдания. «Посмотрите, как мучительно задыхается рыба, перенесенная из воды на сушу; так будет замирать в тяжких муках и наша душа, когда, проживши только для этого мира, она увидит необходимость остановить его», – говорит преподобный Антоний Великий. 

Глубоки, а порой и непостижимы земным разумом тайны Промысла Божия, отмеряющего сроки человеческих жизней. Но в случае с безумным богачом мы можем догадываться: он умер так скоропостижно, потому что душа его уже была обречена, и дальнейший его земной путь привел бы не к спасению, а завел бы еще глубже в бездны ада. 

Годами этот древний «бизнесмен» стремился к прибылям. И вот, наконец, стены хранилищ ломятся, богатство скоплено, цель достигнута. Что дальше? Вокруг так много обездоленных – бедняков, сирот, немощных стариков – их можно накормить, одеть, приютить. Как много добра можно сделать людям, имея богатство! Тогда и смерть будет не страшна, ибо на крыльях добрых дел взлетит душа к Небесному Отцу! Но не об этом думает безумный богач. Он думает только о себе, одному себе он говорит: ешь, пей, веселись (Лк. 12, 20). И чем дольше жил бы этот себялюбец, тем греховнее становилось бы его «веселье». Известно, как быстро пресыщаются эгоисты обычными человеческими радостями и как начинают искать «острых наслаждений», пятная себя все новыми пороками. Немедленная смерть явилась для безумного богача единственно возможным благодеянием Божиим, ибо сделала менее страшной ожидавшую его за гробом бесконечную пытку. 

Но любая область преисподней, куда ввергнуты будут погибшие души, мрачна и ужасна. И Милосердный Спаситель предостерегает нас от участи тех, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 21). Не в амбарах и кладовых, в сейфах и на банковских счетах должны мы накапливать богатства, но в душах своих взращивать золотые всходы любви к Богу и ближним. Приготовляйте себе… сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает (Лк. 12, 33), – говорит Господь наш Иисус Христос. 

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Тщетными оказались старания безумного богача обеспечить себе спокойную роскошную жизнь. Столь же бессмысленными могут оказаться любые приобретения и накопления, и не только тогда, когда смерть похищает владельца. Вот, в нашей стране сотни тысяч примеров того, как казавшиеся значительными сбережения инфляция превращает в жалкие крохи. 

Конечно, жаль этих обманутых и обманувшихся людей. Но не нам ли сказал Спаситель: не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь… ваш… Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12, 29–31). 

А мы, маловеры, все не слушаем гласа Божия – мы надеемся на свои слабые силенки, заботимся и суетимся, подсчитываем и рассчитываем, впадаем от этого в уныние и отчаяние. Неужели так бессильна наша вера? Если Бог Всемогущий будет с нами, тогда будет у нас и пища, и крыша над головой, и любая опасность не будет нам страшна. Но вот если Господь за маловерие и слабодушие наше оставит нас, тогда не спасут нас никакие подсчеты и расчеты. 

Многие говорят о необходимости скопить что-нибудь «на черный день». Но ведь единственный день, к которому по-настоящему должен готовиться человек, – это день его смерти. А вот будет наступление этого неизбежного срока черным или пресветлым – зависит от самого человека. Блажен тот, кто воспримет и воплотит своей жизнью совет преподобного Нила Синайского: «Почитай землю училищем, в коем путем страданий и радостей достиг ты возраста совершенного мужества. Увенчанный верою и препоясанный мечом терпения, с благодарностью и доверенностью к Промыслу продолжай далее свое странствие». 

Пусть же пример безумного богача из евангельской притчи послужит нам предостережением от погони за тленными благами. Да печется каждый из нас о стяжании Божественной благодати, и пока проходим мы земное поприще, да укрепляют нас в терпении и мужестве слова Господни: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Аминь.