Слово в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, об иерихонском слепце

Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя.
Лк. 18, 42

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры! 

Как часто, проходя мимо нищих, больных, искалеченных людей, мы смотрим на них лишь со снисходительной жалостью и как бы свысока уделяем нещедрую милостыню. Мы проходим мимо, гордясь своим здоровьем и благополучием, и это слепое тщеславие не позволяет нам понять, что душа такого обездоленного пред очами Всевидящего Бога может оказаться несравненно прекраснее наших суетных душ. 

Такое сияние духа скрывал под жалким рубищем иерихонский слепец, о котором повествуется в Евангелии. Этот человек был не только лишен радости видеть многоцветную красоту этого мира – он не имел ни средств к пропитанию, ни родных или благодетелей, которые взяли бы на себя заботу о нем. Облеченный в лохмотья, беспомощный слепец был вынужден сидеть перед воротами Иерихона и выпрашивать милостыню у прохожих. Но хотя он десятилетиями жил в беспросветном мраке, в душе его таился и разгорался свет. Несчастье не озлобило иерихонского слепца, а только обострило его духовную чуткость. Годами всматриваясь в свой внутренний мир, он обретал в нем веру и надежду. Красота творения Господня была ему недоступна, но все яснее чувствовал он в себе образ Божий и временами удостаивался созерцания «молниевидных блистаний Божией красоты», которых, как говорит святитель Василий Великий, «ни слово не может выразить, ни слух вместить». А обращая духовный свой взор вовне, он научался не замечать чужого равнодушия, но живой благодарностью отвечать на доброту людей, подававших ему милостыню. И Господь призрел на высокое его терпение, на кротость его светлого сердца. 

В то время у всех на устах была молва о чудесах, явленных Учителем из Назарета. Часто праздные люди у ворот Иерихона толковали о деяниях Чудотворца, не замечая убогого слепца, который жадно вслушивался в такие разговоры. Но слепому нищему открывалась великая тайна, над разгадкой которой тщетно ломали головы досужие рассказчики. Эти люди видели голубое небо, зеленую траву, желтое солнце, пестрые краски базаров, но свет иного мира был незрим для них. А иерихонский слепец, созерцавший образ Божий в своей душе, был духовно зряч. Услышав о чудесах, явленных Назарянином, он сразу понял, что подобное может совершать лишь Тот, кого долгие века ждал народ, – Сын Давидов, Мессия, Спаситель мира. 

В сердце иерихонского слепца вспыхнула надежда на то, что Сын Давидов, пришедший спасти всех, и его выведет из мрака, дарует ему зрение. И вот однажды, когда у ворот Иерихона послышался шум многолюдного шествия, слепой нищий спросил: «Что случилось?» – и услышал в ответ долгожданное: Иисус Назорей идет (Лк. 18, 37). Как же возликовал от этой вести иерихонский слепец! Всю силу скопленной за долгие годы веры, все пламя разгоревшейся от рассказов о чудесах Спасителя надежды вложил он в крик: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Лк. 18, 38). 

Фарисеям и законникам, также шедшим среди окружавшей Спасителя толпы, возглас иерихонского слепца показался кощунством. Сын Давидов, Сын Человеческий – так в древних пророчествах именовался Мессия, но фарисеи отказывались видеть Мессию в Пришельце из Назарета, потому что Он не облекался властью земного царя, не блистал богатством одежд и пышностью свиты, миловал кающихся грешников, но обличал лицемерных законников. Нет, совсем не таким представляли себе Мессию духовно слепые фарисеи, и вот они бросились к иерихонскому слепцу, чтобы заставить его замолчать, чтобы не слышать, как он называет Назарянина Сыном Давидовым. 

Но перед духовным взором иерихонского слепца сиял Божественный свет! Его бранили, толкали, но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня (Лк. 18, 39). 

Господь остановился. Слепой нищий у городских ворот был одним из тех, кто был избран для того, чтобы на них явились дела Божии. Иисус Христос не стал испытывать веру иерихонского слепца, как поступал Он с другими людьми, молившими Его об исцелении. Грядущее исцеление заключалось уже в ликующей, не знающей сомнений мольбе слепца: Сын Давидов! помилуй меня. Душа этого человека уже обладала острейшим внутренним зрением, и для Спасителя не было ничего проще, чем снять пелену мрака и с телесных его очей: Прозри! вера твоя спасла тебя (Лк. 18, 42). 

В этих словах Господа заключается не только избавление от земной скорби, но и дар высочайший – Вечная жизнь. И последующие поступки иерихонского слепца показали, что он был достоин такой несравненной милости Божией. 

По-разному вели себя люди, которых исцелял Сын Человеческий. Кто-то, позабыв даже о долге благодарности, устремлялся к мирским наслаждениям. Кто-то под натиском завистливых фарисеев малодушно отрекался от своего Исцелителя. Кто-то, становясь центром общего внимания, начинал тщеславиться явленным над ним чудом, будто бы сам был чудотворцем. Но были и иные исцелившиеся – благодарные, стойкие в вере, отправлявшиеся по городам и селениям проповедовать чудеса Милосердного Иисуса Христа. Однако истинно благую часть, по-настоящему прямой путь избрал для себя прозревший иерихонский нищий. 

Получив телесное зрение, этот праведник не стал оглядываться по сторонам, не потянулся к пестрым приманкам мира. Его прозревшие глаза искали одного – лицезреть Избавителя. Его зрячее сердце желало одного – не расставаться с Всемилостивым. В едином порыве совместил бывший слепец и благодарность, и готовность служить Сыну Божию: он… пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу (Лк. 18, 43). 

Как жестоко можно ошибиться, если судить о людях по внешности. Мы привыкли уважать тех, кто занимает солидное общественное положение, блистает знаниями и красноречием, чья одежда безупречна, а манеры безукоризненны. Иначе смотрим мы на людей простых и неотесанных, не говоря о нищих калеках – даже если мы делаем им добро, то в душе превозносимся над ними и тем впадаем в гордыню. Не так различает людей Всевидящий Господь. За внешней неотесанностью может скрываться великая душа, за косноязычием – разумение Божественной Истины, под заплатанной телогрейкой – святое сердце. Священное Писание говорит о том, что многие последние окажутся первыми в Горнем Иерусалиме. Христианин не должен и не смеет превозноситься ни над кем, ко всем людям без изъятия должен он относиться с уважением, почитать их выше себя, тем самым преклоняясь перед сокрытым в каждом святым образом Божиим. Иначе уподобимся мы лицемерным фарисеям, с презрением зажимавшим рот иерихонскому слепцу, в то время как он был свят, а они обречены геенне. Не снисходить должны мы к просящим нашей помощи, вымаливающим у нас милостыню, а сердечно благодарить их, ибо через их руки благоволит Всемогущий Бог принимать ничтожные наши дары, обещая за них великую награду. 

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Совсем немного строк отводит Священное Писание повествованию об иерихонском слепце, а как глубока и поучительна эта история просветленной человеческой души, скрывавшейся под убогой оболочкой слепого нищего. Дай нам Бог сподобиться хотя бы толики того духовного зрения, каким обладал этот нищий богач, одетый в лохмотья избранник Господень. 

Некоторые предаются праздным мечтаниям: вот если бы мы жили во времена Спасителя, видели бы Его Самого и Его чудеса, тогда бы мы конечно же оставили все мирские дела и последовали за Господом. Но так ли это, была бы польза таким самонадеянным мечтателям, окажись они и впрямь в толпе слушающих Сына Человеческого во время земного Его жития? По слову блаженного Августина, «нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слеп ум, когда вера – эта сила духовного зрения – не действует. Напротив, когда действует вера, отверзаются Небеса, становится зримым Сын одесную Отца, вездесущий по Божеству и все исполняющий, неизреченный». 

На самом деле наше время гораздо благоприятнее для стремящихся к вере, чем годы земного странствования Сына Божия. Мы живем в мире, искупленном Пречистой Кровью Господней, просвещенном Светом Христовым, возрожденном Воскресением Спасителя. Для нас ничего не значит авторитет древних фарисеев, ничего не стоят их коварные домыслы и лукавые сомнения в Божественности Иисуса Христа, звучавшие в свое время весьма авторитетно. Нам нет нужды довольствоваться смутными слухами об учении Божественной Любви и сетовать на непонятность некоторых изречений Спасителя – у нас есть Богодухновенное Священное Предание и толкования Завета в творениях святых отцов и учителей Церкви. За двадцать веков христианства его истина засвидетельствована неисчислимыми чудесами и знамениями Господними, Пречистой Его Матери и святых Его, поток этих чудес не иссякает и ныне. Если, несмотря на очевидность двухтысячелетнего Откровения Христова, мы колеблемся в вере, – это опаснейший знак нашей духовной близорукости, если теряем веру – грозный признак нашей духовной слепоты. 

Безверие, погружающее душу во мрак, несравненно страшнее затмевающей зрачки глаукомы. Ужасны не болезни обреченного тлению тела, а пороки предназначенной к бессмертию души. Будем же хранить бережнее, чем зеницу ока, залог душевного здоровья и Вечной жизни нашей – святую веру православную, и в любых страданиях будем почитать себя счастливыми, если нам удастся сберечь нетленное это сокровище. Да светит нам сквозь тьму лежащего во зле мира лучистый образ иерихонского слепца, который стремится вслед Сыну Божию с неустанным благодарением. Ибо мы знаем… что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Аминь.