Слово на 6-е евангельское чтение на воскресной утрени, о мире Христовом

Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

Лк. 24, 36

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Несколько дней подряд апостолы Христовы, потерявшие Божественного Учителя, проливали слезы. То был плач великой утраты и рыдания великого стыда, потому что страх иудейский помешал им быть рядом с Иисусом на Голгофе. Новую смуту в исстрадавшиеся души апостолов внесли жены-мироносицы, явившиеся к ним с вестью о Христе Воскресшем. Ученики Спасителя горячо желали – и не могли поверить мироносицам, ибо разум их еще слепотствовал среди бурной скорби. И вот тогда Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 

То было всерадостное явление. Но мир и радость Воскресения Христова не сразу сошли в сердца растерявшихся учеников. Медленно успокаивалось их сознание, взбаламученное бурей чувств. Сначала они подумали, что перед ними дух, призрак; и Всевидящий Господь должен был смирять их сомнение: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24, 38). Воскресший Иисус предложил им коснуться Своего ожившего тела, взял рыбу и мед и вкушал перед ними земную пищу. И эти вещественные знаки постепенно убеждали апостолов, что перед ними Живой Спаситель. По мере того как росла их вера, умиротворялись и наполнялись радостью их сердца. 

И не только лицезрением Себя Воскресшего укрепил Господь веру апостолов. Он отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 45). Милостью Христовой разум их обрел такую силу, что они поняли: так и должно было произойти. Спаситель умер и воскрес из мертвых, ибо надлежало исполниться всему, написанному о Нем в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах (Лк. 24, 44). Когда пришло это понимание, счастливый мир установился и в обновленном разуме апостолов. 

Для чего потребовалось такое отверзение ума? Неужели ученики Мессии сами не могли узнать из священных книг о Воскресении Его? Нет, сам по себе человек не может подняться до высочайших Истин. Священное Писание есть Откровение Божественное, а Премудрость Божия неизмеримо выше и чище человеческого ума. Непросвещенному, а тем более нечистому рассудку тайны Божии недоступны. Фарисеи-богоубийцы знали Ветхий Завет наизусть, помнили каждое его слово – и это не помешало им распять Истинного Мессию. Точно так же и еретики-сектанты, чванящиеся знанием буквы Священного Писания, искажают его смысл и толкают своих несчастным последователей к вечной погибели. Для истинного же Богопознания необходима прежде всего чистота сердца, достигаемая через покаяние и смирение, – только чистосердечным даруется Божественная благодать, отверзающая им ум к уразумению Писаний. Вот почему так дорожит Православная Церковь Христова мыслями о вере, высказанными в творениях святых отцов, житие которых является примером смиренномудрия и чистоты, и вот почему Православие отвращается от нечистых умствований еретиков из протестантских сект, силящихся толковать христианство не в чистоте и святости, а исходя из мудрований надмевающегося, но ограниченного человеческим несовершенством рассудка. 

Апостолы были приготовлены к отверзению их ума для Истины Воскресения Господня, ибо омылись горькими покаянными слезами, смирились, уразумев немощь своей человеческой природы. Теперь Божественный Учитель мог возвысить их смирение: наделить их чувства и разум Божественной мощью, дабы они поделились со всем человечеством дарованным им сокровищем веры и мира Христова. Надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах (Лк. 24, 46–47) – эту проповедь поручал Спаситель ученикам Своим. Апостолам вверялось благовествование покаяния и прощения во имя Иисусово, ибо они сами раскаялись пред Господом и обрели от Него прощение, дарующее душам всерадостный мир Христов. 

Да, радость и мир приносили с собою апостолы Господни всем, кто стремился к Божественному Свету. Так заповедал им Сам Иисус Христос: В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш (Лк. 10, 5–6). И так же каждый христианин должен освещать жизнь вокруг себя мирным сиянием благочестия. 

Дорогие во Христе братья и сестры! 

Почти два тысячелетия звучит человечеству благовествование покаяния и прощения. Покаяние предшествует спасению – это ключ к Божественной благодати, только чистосердечно раскаявшегося грешника приемлет Всепрощающий Господь. Но овладели ли мы, за плечами которых поучительнейший многовековой опыт Церкви Христовой, спасительным навыком покаяния? 

Увы, не то что по-настоящему каяться, но даже и просить прощения мы не умеем. Гордыня бесовская, которую некоторые лукаво именуют «чувством собственного достоинства», мешает нам поклониться ближнему, которому мы причинили зло. Наше самолюбие не дает нам загладить собственный грех перед братом о Господе, умирить его оскорбленную нами душу. И прощать обиды, к чему призывает нас новозаветное Учение Любви, – этого мы тоже не умеем. Наши благочестивые предки говорили друг другу: «Прости, Христа ради», и такое моление доходило до сердца, утихомиривало самые лютые страсти. Что значит простить ради Христа? Прости брата, согрешившего против тебя, ибо Кровь Спасителя пролита и за тебя, и за брата твоего. Вспомни, сколько ты сам оскорбляешь Господа своими грехами и все же надеешься получить прощение от Всемилостивого. Иисус Сладчайший, ни в чем не повинный, жестоко страдал ради прощения и дарования Вечной жизни тебе, столь виновному! Прости ближнему своему обиду, ведь за обоих вас принял Крестную смерть Христос Искупитель: «Дух Божий, дух мира и любви посетит человека, освятит душу, если он будет снисходить брату своему по любви к Богу», – говорит преподобный Варсонофий Великий. 

Покаяние – это святое понятие, оно гораздо выше, чем простые мольбы о прощении грехов. На греческом языке это слово имеет значение «умоперемена» – перемена ума от земного к Небесному, полное изменение всего строя мыслей и чувств, влекущее за собой и жизнь богоугодную. Покаяние есть отречение от мирской злобы и чистосердечное обращение ко Господу Всеправедному. Труд покаяния через жгучий плач о своих грехах приводит нас к ужасу перед той нечистотой, в которой мы погрязли, а отсюда – к горячему стремлению вырваться из этого смрада, очиститься и более не возвращаться к былому позору, но хранить себя для Пречистого Создателя. Когда такой благой порыв укрепится в нас и мы действительно вступим на путь спасения, вот тогда придет прощение от Господа и благодатный мир Христов осенит наши души. 

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27), – обетовал Сын Божий верным Своим. Земная жизнь насыщена заботами и трудностями, бедами и скорбями. Но мы видим, как один человек и среди тягчайших испытаний остается спокойным и светлым, а другой, занозив себе палец, закатывает истерику. Когда в наших душах поднимается смута, надо пенять прежде всего не на внешние обстоятельства, а на собственное несовершенство. Святые мужи сохраняли душевный мир и среди жесточайших пыток, перед лицом самой смерти, ибо чистым сердцем обещано от Всевышнего: Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его (Пс. 90, 15). А о коснеющих в грехе, как бы они ни стремились к душевному покою, сказано в Священном Писании: Нечестивым же нет мира, говорит Господь (Ис. 48, 22). И действительно, какой нервозностью и суетливостью, какой мнительностью, каким малодушием в час краха их надежд отличаются те, кто не знает Бога и гонится лишь за земными благами. По украинской поговорке, такие люди «и глазами ворочают, и ртами гогочут, и изменяются, как луна, и беспокоятся, как сатана». Но не уподобляемся ли таковым и мы, называющие себя христианами, когда предаемся малодушному страху перед настоящим и будущим, когда надеемся на свои жалкие силы, а не на Всемогущего Спасителя, не допускающего гибели верных? Нет, если мы позволяем житейским заботам и тревогам замутить наши бессмертные души, мы еще не христиане, в нас нет мира Христова. 

Но как же преодолеть земные напасти, которые, кажется, угрожают нам со всех сторон? Вспомним, как апостолы хранили дарованный их душам всерадостный мир Христов. Со дня Вознесения Господня до дня Святой Пятидесятницы, когда утвердились они окончательно Духом Святым, ученики Спасителя пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 53). Вот так же и нам следует постоянно обращаться с молитвой к Господу Всещедрому и как можно чаще посещать Дом Его – православный храм, где вершится служба Божественная. Тогда вблизи от Всевышнего избавимся мы от суетности и пустых страхов и умирятся души наши, ныне волнуемые житейскими бурями. 

Те, кто в чистоте своего сердца обретают христианское мужество, становятся способными нести мир Господень и другим людям, и высока награда таковым в Отчем Царстве. Спаситель говорит: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9) – что может быть выше этого священнейшего имени. 

Ненарушимый мир души и чистая радость сердца – эти величайшие блага еще в земной жизни дарует Воскресший Спаситель верным Своим последователям. Очистимся же во спасительном покаянии и будем блюсти заповеди Господни, хранить чистоту и благочестие, подвизаться в братолюбии и Боголюбии, и тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе (Флп. 4, 7). Аминь.