Слово на 8-е евангельское чтение на воскресной утрени, о скорби и радости

Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь?
Ин. 20, 15

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Только тот, кто испытал великое горе, научается ценить радость. Падшее человечество страшно удалило себя от Всевышнего Создателя. Возвращение человека к Богу – это всегда путь из бездны. И страдание оказывается тем дорожным посохом, с помощью которого наша душа преодолевает горную крутизну, очищаясь и мужая на спасительной тропе в Небеса. «Из несчастья извлекается истинное счастье, как из горькой скорлупы сладкое ядро», – говорит преподобный Нил Синайский. 

Вот так же из мрачной бездны к Божественному Свету поднималась душа Марии Магдалины. Ей было очень много прощено: Спаситель вырвал ее из жуткого демонского плена. Говоря о святой Марии Магдалине, евангелист замечает: та, из которой [Иисус] изгнал семь бесов (Мк. 16, 9). Благодаря Всемилостивому Господу она освободилась от грязной сласти греха и познала Небесную сладость чистоты. И сердце этой помилованной грешницы оказалось несравненно ближе к Богу, чем сердца тщеславных законников. Великая благодарность к Простившему породила в ней величайшую любовь к Нему, чувство пламенное и бесстрашное. И именно ей среди всех женщин, следовавших за Божественным Учителем, была дарована самая сильная скорбь, завершившая преображение ее души. 

Любой человек нечист по сравнению с Пречистым Создателем, низменен рядом с Всевышним. Но как часто мысли о наших достоинствах, тщеславие и самомнение загораживают нам пути к Небесному Милосердию. Всякая тварь, пытающаяся возвеличить сама себя, есть ложь перед Всесовершенным Творцом. Природа каждого из нас извращена древним грехопадением, все мы ниспали в мрачную бездну, но всем сердцем воззвать из этой бездны к Спасителю может лишь тот, кто осознал ужас собственной греховности. Вот почему для падшего, но смирившегося и покаявшегося человека оказывается подчас легче обрести спасение, чем для чванящегося своей внешней чистотой законника. Вот почему восставшая из греховного мрака святая Мария Магдалина на пути ко Господу опередила многих из тех, чье прошлое не пестрело позорными пятнами. Ей многое простилось, зато она и много преуспела. 

Большинство последователей Иисуса Христа в страхе разбежались, когда Он был схвачен коварными фарисеями. Святая Мария Магдалина была в числе тех немногих, кто шел за поругаемым и терзаемым Учителем вплоть до Его Распятия. С громким плачем, в самозабвении горя отталкивая торжествующих богоубийц, не обращая внимания на ругань фарисеев и угрозы римских солдат, провожала она Сына Человеческого на Голгофу. 

Святая Мария Магдалина была самой истовой плакальщицей у Креста Господня. На православных образах она изображается у Распятия рядом с Пресвятой Богородицей. Земное ее горе, рвущееся наружу в пылких рыданиях, словно бы оттеняет превышающую силы человеческие неизмеримую скорбь Пречистой Матери Божией. 

Вместе с другими ученицами Спасителя шла святая Мария Магдалина ко Гробу Его, чтобы умастить душистым миром тело Распятого. Как и остальные, она бежала от Гроба в смутном ужасе перед явившимся там Ангелом, не поверив его словам о Воскресении Христовом. Но одна она не смогла примириться с мыслью, что лишилась горького утешения совершить последний погребальный обряд над Утраченным. Семь жен-мироносиц шли ко Гробу Спасителя, но только она одна, прощенная грешница, нашла в себе силы вернуться туда после бегства. 

Исчезновение тела Христова из Гроба переполнило чашу скорби святой Марии Магдалины, так что она утратила способность пугаться, всецело погрузившись в свое горе, не обращая внимания ни на что, кроме него. С полнейшим равнодушием восприняла она новое ангельское явление. На вопрос Небесных вестников о причине ее слез она, будто отмахиваясь от докучного любопытства, отвечала: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20, 13). А слезы все лились и лились из глаз скорбящей женщины. И за этой завесой она не сразу узнала Самого Воскресшего Иисуса, явившегося вознести ее любящее сердце из глубин скорби к вершинам счастья. 

Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? (Ин. 20, 15). А она – слабая, земная, изнемогшая от рыданий, приняла Его за садовника. Внезапная надежда на то, что Незнакомец что-то знает об исчезновении Тела Иисуса, побудила несчастную женщину обратиться к Нему с униженной мольбой: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин. 20, 25). 

И тут исполненный сострадания голос, такой знакомый и такой любимый, назвал ее по имени: Мария! (Ин. 20, 16). Сразу всему поверив и все поняв, с ликующим воплем: Учитель! – бросилась она к ногам Воскресшего Христа. Счастье, бесконечное счастье затопило все ее существо, только что томившееся невыносимой печалью. Не тело Умершего обрела святая Мария Магдалина, а Бога Живого, Дарителя не минутных утешений, а вечной, немеркнущей радости. И тем полнее воссияло ее блаженство, чем больнее жгла сердце нестерпимая утрата. То был очистительный огонь, дабы земное чувство преобразилось в Небесное. 

Зов Сына Божия не достигает слуха самодовольных духовных мертвецов, удовлетворяющихся прахом земных благ и временных наслаждений. Сердца таковых, зарастая корой греха, превращаются в камни. А от горя сердце человеческое размягчается, становится доступнее для света Божественной Любви. И Спаситель взывает: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). 

Святые подвижники не только не боялись земных страданий, но считали их драгоценным даром Божиим. Они понимали, что скорбь и боль часто отгоняют от человека греховные соблазны, помогают очищению души для Вечной жизни. Один из преподобных старцев древности даже обращался к Всевышнему с трогательным сетованием: «Господи! Ты совсем забыл меня. Вот уж столько дней прошло, как мое тело не томит никакая болезнь». А святитель Димитрий Ростовский замечает: «Тот не заслужил сладкого, кто не вкушал и не испытал горького». 

Однако не всякая печаль просветляет, не всякая скорбь спасительна. 

Есть мутные волны уныния, затопляющие человека, когда пошатнется земное его благополучие. Такова злая тоска маловеров, при всякой невзгоде ропщущих на Бога и забывающих слова апостольские: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). 

Еще хуже, уже поистине богопротивными являются страдания тех, кто горюет о потере средств для удовлетворения низких страстей. Уныние малодушных и горесть нечестивых есть сатанинские сети, в которых бьется душа, – подобные состояния приводят к ожесточению, преступлениям, а подчас и к самоубийству. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10), – сказано в Священном Писании. 

У Гроба Христова святая Мария Магдалина томилась великой скорбью о Господе и была вознаграждена несказанной радостью о Нем. Гору печали своей повергла она к ногам Воскресшего Спасителя, и Он воскресил ее душу в сиянии чистого счастья. Вот так же и нам в любом испытании, в любом горе следует прибегать к Господу Милующему. По слову святителя Тихона Задонского, «если грустно тебе, поплачь перед Распятым Искупителем. Как после туч и туманов бывает ясное небо, так и после плача и душа твоя прояснится благодатной зарей. Утешения в скорбях должно искать в Иисусе Христе: иначе напрасно будем искать утешения». И тот же богомудрый светоч Российской Церкви замечает: «Чтобы быть счастливым, надо быть благочестивым». 

Самой пылкой в скорби о Распятом Спасителе, пламенеющей любовью святой Марии Магдалине доверил Воскресший Христос весть несравненную. Иисус говорит ей: …иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17), – и Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей (Ин. 20, 18). Вдумаемся же, вчувствуемся же в эти блаженнейшие для нас слова Господни. Сын Божий наименовал всех христиан Своими братьями, детьми Небесного Отца. К какому поистине несравненному величию мы призваны, какой воистину Божественный удел предназначен нам, если только сумеем мы сохранить верностью Господу! 

Дорогие во Христе братья и сестры! 

Неужели же Всеведущий Небесный Отец, усыновивший род христианский, хуже нас с вами знает, что для нас хорошо, а что плохо, что нам полезно, а что вредно? Будем же, как подобает послушным детям, с радостью принимать от Всевышнего и ласку, и испытания, и наказание. «Мы знаем о Боге, что Он любит нас, что Он есть источник премудрости и знает, как устроить все касающееся до нас, и что Ему нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны принимать все, как от Благого Владыки, хотя бы то было и скорбное», – говорит преподобный авва Дорофей. 

Трудные времена переживаем мы сейчас: растут цены, скуднее становится наша пища, тяжелеет бремя забот, отовсюду видятся грозные опасности. И нет никаких оснований думать, что дальше будет легче, напротив, скорее всего, настоящие испытания еще впереди. Однако ни вокруг, ни в себе самих не видим мы истинного покаяния и обращения к Всемилостивому Небесному Отцу. Повсеместно лишь жалкий ропот и страх, унылые разговоры о дороговизне, смертоносная печаль мирская вместо спасительной печали ради Бога (2 Кор. 7, 10). Такая наша духовная слепота может вызвать лишь новые кары от Небесного Отца, жгучим лекарством скорбей пытающегося просветить наши незрячие глаза. Изобилие даров земных, о котором так тоскуют многие, может быть только следствием всенародного покаяния и восстановления былого благочестия. Только так, а не иначе, лишь если народ найдет в себе духовные силы для возвращения на путь Правды Божией, явит ему Всещедрый Создатель благоволение Свое. 

История Вселенской Церкви Христовой дарует нам надежду на возрождение Святой Руси. Как за страданиями и смертью Сына Человеческого последовало Преславное Его Воскресение, так за временами бедствий Святой Церкви Его обычно приходила для христиан пора мира и благоденствия. Российская Церковь пережила страшную годину гонений, и ныне продолжаются тяжкие ее испытания – значит, ей суждено возродиться во славе. Еще в прошлом столетии архиепископ Кишиневский Павел говорил: «Что ж такое Воскресение Христово для каждого из нас? Это радуга, убеждающая верующего печальника о бедствующей Церкви в том, что христианство не будет потоплено в безднах неверия и развращения». 

Только вот каким будет грядущее воскресение Церкви Российской, где и как совершится оно? Грозны знамения нынешнего века, многое указывает на близость Страшного Суда Господня, если не покается обезумевшее человечество. И будет ли торжество нашей Матери-Церкви Небесным торжеством ее праведников при скорой кончине падшего мира или еще на земле сможет Святая Русь восстать из пепла – это зависит от каждого из нас, от сынов и дочерей народа, бывшего когда-то православным. Пока еще Правосудный Господь долготерпит, Небесный Отец ждет нашего прозрения – и это дает нам надежду. Но каждый наш грех, совершенный ныне, вливается в чашу гнева Божия, и в любой миг эта чаша может переполниться. 

О спасении своего отечества имеет право говорить только тот, кто трудится над спасением собственной души. Только благочестивому человеку ниспосылаются от Господа духовные силы, могущие просветить окружающий мир. Единственно возможный ключ к возрождению России не в громких словах и пылких призывах, но в сокровенном делании, в пополнении оскудевшей праведности. А мы, коснея в грехах, лишь приумножаем вселенское зло. 

Скорбями Милосердный Господь пытается пробудить наши омертвевшие сердца, избавить нас от греховного сна. Не будем же отталкивать от себя это жгучее, но спасительное лекарство, не будем роптать и малодушествовать, памятуя, что кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4, 17). 

Святая равноапостольная Мария Магдалина по милости Всещедрого Спасителя вознеслась из бездны грехопадения на вершины святости, от горчайшей печали к сладчайшему счастью. Вот так же во все времена приводит Господь верных Своих от скорби к совершенной радости. Так обратимся же и мы на всех путях своих к упованию на Господа Милосердного, будем смиренно и благодарно нести земные тяготы, дабы сподобиться от полноты сердца воскликнуть, как возгласил некогда преподобный авва Евгений: «Христос – вот наша радость, вот наше сокровище, вот наше – все!» Аминь.